Специалисты МВФ установили, что влияние резких колебаний стоимости на грузовые перевозки оказывают на рынок длительное влияние. В процессе анализа цен на транспортировку товаров была изучена динамика индекса BDI. Он показывает среднюю стоимость перемещения продукции по морю по главным маршрутам, затрагивает 100% грузоперевозок навалочно-насыпных материалов в мире.
Скачки инфляции цена на грузоперевозки в количественном соотношении сравнимы с эффектами, провоцирующими колебания стоимости на продовольственные товары, нефтепродукты. При этом увеличение коэффициента на 21,8 стандартного отклонения стоимости в среднем повышает инфляцию на 0,15 п.п. на протяжении одного отчетного периода.
Влияние скачков показателя BDI на повышение цен в сфере грузоперевозок носит продолжительный характер. Пиковые перепады роста после колебаний индекса отмечаются через 1,1 года. После скачков цен на нефтепродукты – через 4 месяца, на продовольствие – через 7 месяцев.
Чтобы установить, как колебания стоимости транспортировки товаров отражаются на инфляции МВФ, воспользовалось данными по 143 странам мира. Эксперты поделили время мониторинга на несколько интервалов: 1990-2005 и 2006-2021 года. Относительно первого периода, пик на грузоперевозки отмечается спустя 10 месяцев.
Для второго интервала, данный критерий составляет 1,1 года. В 1990-2005 годах действие скачков стоимости транспортировки уменьшалось, и к 18 месяцу составила менее 50% пикового показателя. С 2006 по 2021 года к 18 месяцу приблизилось к пику.
Специалисты связывают эти отличия с точным анализом раннего периода. Они считают, что причина подобного эффекта – увеличение уязвимости государств к нарушениям в транспортно-логистической сфере на фоне усложнения процесса грузоперевозок и повышением глобализации. Это подтверждает выводы, сделанные специалистами Министерства Внутренних Финансов о влиянии скачков цен поставок на страны с высокой долей импортной продукции.
Островные и экономически неразвитые государства переносят быстрые колебания цен на грузоперевозки на потребительские товары. В развитых странах данная тенденция выражена слабее. Уменьшению влияния удорожания транспортировок грузов на инфляцию способствует таргетирование, стабилизация ожиданий.